Paris est une solitude peuplée
Город, созданный для двоих,
Фарами льет огонь.
Мостовая у ног твоих –
Это моя ладонь.
Ольга Глинская & Андрей Вяземский
весна 2022 года, Франция, Париж
Есть города, которые вроде бы так и не сумел полюбить, но все равно возвращаешься. И каждый раз - как впервые
Paris est une solitude peuplée
Сообщений 1 страница 12 из 12
Поделиться12021-05-22 21:57:30
Поделиться22021-05-23 12:26:54
- Я возьму эту рутину на себя, - там и делать-то было особо нечего. Взять билеты, на этот раз заранее и в бизнес, спонтанные полеты им уже были некогда знакомы, а теперь, в некоторой предсказуемости и стабильности были свои прелести. Как и в планировании тоже, хотя к нему отнести можно было только диапазон дат и договоренности с теми, к кому на время их отъезда отправится кот. Ну и еще один краткий звонок, чтобы подготовили квартиру, в том, что она содержится в идеальном состоянии, мужчина и так не сомневался.
Они выбрали, пожалуй, несколько странный город для своего первого такого совместного путешествия (поездка в Петербург, его отъезд в Данию и поездки по соседним к Нью-Йорку городам и штатам не в счет). Париж был знаком им обоим, местами в одно и тоже время, и, вероятно, со схожими ощущениями. Андрей так и не сумел полюбить французскую столицу, он так и продолжал считать этот город слишком сильно вобравшим в себя чужеродное, со всех сторон. Некогда его называли бардачным, и этот эпитет подходит Парижу как нельзя лучше. И все же какие-то особенные чувства к нему он питал. Это был город самых сильных надежд. Это был город затянувшегося продолжения самой желанной и горячо любимой жизни, которой в нем так и не случилось. И все же он был заполнен огромным количеством воспоминаний, которые до сих пор грели душу. Париж был часть самого Вяземского, и он хотел показать эту часть Ольге, и поделиться с ней ею, точно также, как и увидеть город глазами любимой женщины, таким, каким он был для нее. К тому же, Андрей был уверен, что теперь у них есть все шансы и возможности изменить свое впечатление, наполнив его новыми, совместными воспоминаниями, а это уже дорогого стоило.
Жизнь в последнее время обретала новые смыслы, пусть порою это было очень трудно и неимоверно болезненно. В свой последний визит в Париж, с матерью, Андрей узнал и понял очень много, и это было воистину целительное время, после долгих лет порою громкого, а порою – немого конфликта. В ту поездку он получил очень много, и речь не только о доме, который теперь строился в пригороде Нью-Йорка, и даже не о том даре, что теперь бережно хранился в домашнем сейфе, представляя из себя на первый взгляд просто гладкий металлический шарик на цепочке, внутри которого был сокрыт воистину целый мир. Но самое главное – он получил окончательно и бесповоротное понимание как хочет жить дальше.
Теперь эти новые смыслы они могли обрести уже вдвоем, отправившись туда вместе с Глинской. И, в конце концов, просто провести время вместе, просто отдохнуть, насладиться красотой прекрасного города и друг другом. Без проблем. Без боли. Без препятствий, которые необходимо преодолевать раз за разом. Провести время в прекрасной праздности, в долгих прогулках по старым улицам и садам, ужинать в ресторанах с большими окнами, выходящими на Монмартр, кататься по Сене, смотреть, как загорается рассвет поверх крыш домов. Вяземский понимал, что насовсем память никогда его не отпустит, что знакомые маршруты, места и вывески все еще там, и никуда от них деться, и что самое главное – он не хочет это забывать. Но теперь казалось, что можно помнить, можно все также хранить это глубоко в себе, но при этом продолжать жить в настоящем, планировать будущее, а не просто существовать в своем личном, ностальгически-болезненном безвременьи. У него одного, самостоятельно бы это никогда не получилось. Вместе с Ольгой – точно получится.
Самолеты национальных французских авиалиний, может быть, и уступают «Пан Американ», но при этом умудряются сохранять неуловимый шарм, как-то чудом вписывающийся в международные стандарты и правила полетов. И дело даже не в настоящем французском вине, которое им разливают по бокалам, и не в акценте бортпроводниц, чьи улыбки менее всего походят на обязательно-дежурные. Нет, просто во всем этом процессе есть нечто еще, совсем неуловимое. Всего-то семь с половиной часов в воздухе, и учитывая разницу в часовых поясах, в шесть утра следующего дня они уже будут на месте. Чувствовалось какое-то предвкушение, которого в поездках и перелетах у мужчины уже слишком давно не было. Лет сорок своей жизни он провел в постоянных переездах, нигде особо подолгу не задерживаясь, а теперь, когда само понятие дома вновь, впервые за более чем сотню лет окончательно обрело материальный смысл, это ощущение появилось вновь, и Вяземскому оно определенно нравилось.
- Добро пожаловать в Париж, - Темный за стойкой регистрации даже улыбается вполне искренне, а Андрею все еще несколько странно путешествовать вот так, максимально официально, давненько с ним такого не случалось, видимо. – Спасибо, - он кивает Иному, привычно берет Ольгу за руку, направляясь к выходу из столичного аэропорта. Здесь слишком шумно, воистину грязно, и глядя вокруг очень трудно определить, в какой вообще стране ты находишься. Впрочем, Вяземский не видел никакого смысла скрывать собственный снобизм по отношению хотя бы к необходимому комфорту, которому воздушные ворота Парижа, мягко говоря, не отвечали.
- Кажется, что здесь даже теплее, чем дома, - уже на улице мужчина оставляет ручку чемодана, закуривает, прекрасно зная, что заказанное такси подождет столько, сколько будет необходимо, - Хорошо, что зимой не поехали, - была мысль отправиться где-то в районе Рождества, но теперь было очевидно, что весна оказалась идеальным выбором. – Когда ты была здесь в последний раз?
- Дом Ротшильда? – таксист беззлобно улыбается, оборачиваясь к севшим в автомобиль пассажирам, в его речи легкий, почти неуловимый южный акцент. Когда-то у многих таксистов французской столицы акцент был русским, таким, какой теперь почти нигде и не встретишь. - Соседний дом, - Вяземский также улыбается в ответ, чуть приоткрывает окно, впуская в салон свежий утренний воздух.
Поделиться32021-06-01 23:01:18
- Главное, не пытайся собирать мой чемодан, - шутит Ольга и соглашается со всеми предложениями Андрея относительно их будущей поездки в Париж.
Ей и не принципиально, какой авиакомпанией, в какое время, и уже становится более привычным отпускать вожжи и не пытаться лично контролировать собственную жизнь от и до. Потому что жизнь уже не только её - она их общая. И кота. Их, не верится, уже вот трое в квартире Андрея, почти полноценная семья, и у этой семьи есть глава, всё как полагается. Ольга, спокойно и с радостью предоставляет Вяземскому решать все оргвопросы. Хоть насчет поездки в Париж Ну, которые он решить объективно в состоянии. Поэтому и говорит про чемодан. Не родился ещё тот мужчина, который смог бы собрать своей женщине вещи в отпуск и не прогадать. Вообще-то Ольга сильно сомневается, что родился тот, кто пожелает это сделать. Риск, конечно, дело благородное, но не настолько же. И, конечно, ключевое здесь "в отпуск". Понятно, что в случаях экстренных все правила не работают.
Ольга сама-то не знает, что в этот самый чемодан складывать. Гардероб её за последний год не сильно изменился, что качественно, что количественно, и если к Нью-Йорку и размеренной жизни почти-домохозяйки он идеально подходит, то Париж... Отчего-то накануне вылета, когда самое время собираться, её берет многовековая исконно русская оторопь перед французской столицей. И так-то Глинская не сильно любит Париж и считает, что это взаимно, а тут ещё и не чувствует себя готовой, что ли. Заранее словно отторгается городом. А может, тут ещё играет роль самое яркое впечатление, оставшееся, увы, в злополучном 1918-м, когда сломавшейся, отчаявшейся, одинокой и злой бывшей княжне, бывшей Дозорной город показался едва ли не личным врагом. Пристанище беглых, кривое зеркало утраченной родины. Признак того, что назад пути нет. Слишком больно было даже дышать парижским воздухом, в котором стало много русских голосов.
И вот снова - Париж. Не одна, не сломлена, не зла. Давно нет избытка русской речи, давно не поют "Боже, царя храни", выпив лишнюю рюмку. Но Ольга растеряна и, может, чуть-чуть испугана, и вместе с удовольствием от путешествия она справедливо ожидает собственной маленькой битвы - со страхом и с прошлым.
А сражаться-то и выйти не в чем... Вечная женская проблема "нечего надеть". Попереживав над раскрытым чемоданом несколько часов, Ольга признает тщетность этого процесса и собирается кое-как, расстроенная заранее. То есть, она уверена, что кое-как, на самом-то деле всё в порядке. Просто поймёт это немного позже.
- Напомни, почему мы выбрали Париж?..
Она легко смеётся, прижимается головой к плечу Андрея, глядя в иллюминатор. Ей, по большей части, всё равно, куда лететь, когда вот так - не убегая, не обмирая от неизвестности, рука в руке и на легальном положении. Немного нужно для счастья, оказывается. И очень много одновременно, то, что казалось раньше невозможным. В вопросе лишь небольшая доля серьезности, потому что... ну, не Тимбукту же. И не отдаленные посёлки Заполярья, например. Париж! Кто не мечтает там побывать, а побывав - вернуться?
Однако для Ольги и Андрея столица Франции - город особый, как для всех эмигрантов из рухнувшей империи, для всех последних, как она считала, потомков древних дворянских родов. Город, впитавший так много боли, что на нём осталась печать. Видят они её по-разному, но видят оба. Так почему для весеннего отпуска они выбрали именно Париж?
Наверное, чтобы смыть печать. Или хотя бы заставить поблекнуть. Ну, и потому что Париж вправду романтичен и прекрасен, особенно весной.
Глинская прикасается краешком тонкого бокала к бокалу Андрея, когда спустя примерно час полета всё-таки соглашается на вино, и улыбается.
- Знаешь, раз уж мы туда едем отдыхать... Давай хотя бы день побудем просто туристами? Будто мы никогда там не были. Будто нам очень нужно сфотографироваться у Эйфелевой башни, у Нотр-Дама, поцеловаться в садах Версаля... Впрочем, целоваться я бы хотела не только там, - а даже в самолёте, украдкой, пока никто не видит. - Все эти популярные маршруты, гиды... Нда. Наверное, так начинается старость Иных, - вдруг снова смеётся, спрятав лицо на плече мужчины, чтобы не разбудить соседей по салону - часовые пояса сбоят, и многие спят или пытаются, ведь прилет рано утром по парижскому времени. - Прикидываться обычными людьми и находить в этом удовольствие.
Они - тоже люди. Но необычные, с этим глупо спорить. И пока дети, человеческие обычные дети, играют в волшебников, маги упоенно играют в людей. Всё закольцовано.
На контроле для Иных они преспокойно отмечаются у дежурного Тёмного, хотя внутри у Ольги на несколько секунд и обдаёт холодным, потом проходят аэропорт насквозь и выходят на улицу, где теплый весенний ветер носит ароматы, увы, не цветов, а бензина, табака, несвежей одежды и пряной еды. Будто не Париж, а какая-нибудь Джакарта. Глинская осматривается, словно впервые здесь, но нет, через "Шарль де Голль" она летала неоднократно. А будто ни разу не видела.
- Дома, - тихо повторяет, улыбаясь, и радуется. И тому, что есть место, которое можно назвать домом, которое так ощущается, и тому, как легко это вылетает у Андрея. Значит, он тоже так чувствует. Значит, дом не обязательно должен быть в России. - Европа зимой - что может быть банальнее? - отшучивается Глинская. - Только Париж весной! Последний раз... дай-ка вспомнить, - задуматься приходится всерьез, потому что Париж после 1918-го весь для неё размыт, сер и одинаков. Приезжала, и не один раз, но когда?.. - Наверное, в двухтысячном... Тогда точно была. А позже - я не помню. Знаешь, я постоянно делала тут пересадку из Стокгольма, например, но никогда не выходила из аэропорта. Вряд ли это можно засчитать.
Когда она жила в Париже, то, конечно, не в центре, не по соседству с особняком Ротшильдов на бульваре Курсель. Но как можно сравнивать, если для Андрея Париж стал домом на долгие десятилетия, а Глинская перекати-полем понеслась дальше? Ей было, по сути, всё равно. Квартира нашлась случайно. Ольга шла, шла, поворачивала хаотично, где-то сидела, куда-то снова шла, не понимая, где находится, и когда начало темнеть, дёрнула за рукав первую попавшуюся благообразную мадам с вопросом, где лучше снять комнаты. И её отвели в мансарду над небольшим особнячком на улице Урсулинок. Там некогда русская княжна, некогда вдова московского художника, а тогда непонятно кто Ольга Глинская и осталась, в трёх маленьких комнатах, но чистых, тихих и с хорошей хозяйкой, которая вкусно готовила и не задавала вопросов. Пожила месяца два, переехала к Монмартру, потом через три улицы, а потом совсем уехала из Франции.
В самолёте Ольга только подремала немного, и то больше просто от длительности перелёта. По нью-йоркскому времени ночь наступила как раз тогда, когда они приземлились, прошли контроль и сели в такси, и по привычному режиму клонить в сон начинает аккурат на подъезде к бульвару Курсель. Она зевает всё чаще, смотрит сонно и отвечает иногда невпопад, несмотря на то, что утренний Париж искренне нравится волшебнице. Такой, ещё ранний, не успевший наполниться разномастными людьми и машинами, гудением, гулом, шумом шагов, голосов и прочей... жизни. Полуспящий Париж оказывается созвучен полуспящей Ольге, и она рассеянно улыбается ещё неярким солнечным лучам, ползущим по их с Андреем рукам и ногам.
- Твои соседи, наверное, сочиняют легенды о том, кто хозяин загадочно пустующей квартиры в эдаком месте, - замечает Глинская, когда они выходят из такси, и она осматривает дом и соседние. - До появления метро здесь было, наверное, просто идеально, да?
Отредактировано Olga Glinskaya (2021-06-01 23:52:41)
Поделиться42021-06-26 05:55:54
К этому городу нельзя быть равнодушным, даже если лишь на несколько часов твоя нога ступила на его законную землю. Вот только при этом любить его было совсем необязательно. Андрей знал, что у них с Ольгой несколько разные воспоминания о французской столице. Знал он и то, что и отношение оттого тоже – разное. Вот только мужчина был уверен, что ни Глинская, ни он сам, Париж не любили, не были им по-книжному романтично очарованы и не испытывали всех тех восторженных эмоций, какие так любят облекать в слова те, кто теперь в первые же часы своего здесь пребывания, бегут фотографироваться на фоне Эйфелевой башни.
Возможно, Вяземскому повезло чуть-чуть больше. Долгие восемь эмигрантских лет ему здесь не нравилось, но и вариантов лучше не было. А потом именно здесь, на пороге той самой квартиры, в которую их с Ольгой сейчас везет такси, он впервые встретил сестру, как они тогда полагали – сводную. Впрочем, родной Джорджиана стала мужчине на много лет раньше, нежели он узнал правду. Ту, о которой вспоминать не хотелось. Ту, которую даже после убийства Каина, он так и не принял. Но сестры это, конечно же, никоим образом не касалось.
А еще Вяземский успел обрасти здесь тем, что принято называть «своими» или «памятными» местами. Улицы, рестораны, квартиры, церковь. Здесь все еще бережно хранилась значимая часть его жизни, пусть и не самой долгой по меркам Иных, но как временами казалось самому мужчине, чрезмерно насыщенной на серьезные события. Но когда в их непринужденном обсуждении о том, куда можно уехать этой весной, вдруг возник Париж, - Напомнить? Я не знаю, - Андрей искренне улыбался, - Надеюсь только, что решение неплохое. Даже не так. Уверен, — вот тогда он как-то явно и отчетливо понял, что хочет поделиться с Глинской тем Парижем. Технически это было невозможно, они не могли отправиться в прошлое (да и к лучшему, пожалуй), просто время пришло именно сейчас.
- Давай, - мужчина согласно кивает, хотя, конечно, с некоторым трудом может вообще себе представить, как у них получится осуществить столь смелую и даже авантюрную затею. Андрей сам был ярым сторонником взглядов, утверждающих, что если с одной стороны между людьми и Иными безусловная пропасть, то с другой – ее нет вовсе, ничем они не отличаются друг от друга, и вообще большой вопрос – кто из них условно лучше. Но здесь немного не об этом. Просто с возрастом, именно Иным возрастом, рано или поздно начинаешь забывать, как это – быть просто живым человеком, просто радоваться мелочам вроде вкусного кофе или прогулки по улицам цветущего весеннего города. А вернуться к этому уникальному умению было чертовски сложно. – Мы можем и не прикидываться, - он приобнимает девушку за плечи, - Можем просто быть. – потому что никто и никогда не сможет переубедить Вяземского в том, что «человеческое» в них все также есть, и никуда оно не денется, даже если временами кажется иначе.
Про соседей Андрей вообще ничего не знал, потому просто качает головой, - Я слишком редко здесь бываю. Так что раз в год – это можно сказать «зачастил», - мужчина тихо смеется, но ведь правда, все по тем же меркам он совсем недавно был здесь с матерью. Сколько там прошло? Ну да, чуть больше года. Если кто и складывает легенды, значит так им жить интереснее. Те, кто в разные годы смотрел за пустующей квартирой, никогда лишних вопросов не задавали.
Таксист вот тоже больше ничего не спрашивает, в скорости останавливаясь подле тротуара в конечной точке маршрута. А Париж буквально пахнет весной. Это прекрасно чувствуется, как только они выходят из автомобиля. Отчего-то около аэропорта такого явного ощущения не было. Андрей бросает беглый взгляд на окна, свет в которых конечно же не горит, после чего подхватывает чемодан Глинской, - Пойдем?
В этот раз поездка была не спонтанной, а потому Вяземскому не нужно встречаться с как раз соседкой, что и смотрела за квартирой, держа ее в идеальном состоянии, чтобы забрать у нее ключи. Сегодня он предусмотрительно взял свои, делая ими три поворота в замочной скважине. Это были, скорее, условности, потому как куда действеннее была защита жилья, уходящая в Сумрак. – Ну… добро пожаловать, - он пропускает Ольгу вперед, предварительно открыв дверь, и сам заходит следом, оставляя чемоданы у стены в просторной прихожей.
Эта квартира вовсе не походила на ту, что была у него в Нью-Йорке, и уж конечно не имела ничего общего ни с одной частью самого что ни на есть родного дома, копия которого кропотливого строилась вот уже чуть больше года на окраине Большого Яблока. Но отчего-то Вяземский был уверен, что несмотря на все различия, зная его, не трудно было бы угадать, кто здесь когда-то жил или даже живет до сих пор. – Я арендовал ее почти восемь лет, и выкупил перед самым отъездом в Швецию. Если честно, до сих пор не очень понимаю почему, - как не понимал и почему здесь до сих пор хранилось столько его вещей, начиная от одежды не старше середины тридцатых годов прошлого столетия, спокойно соседствующей в шкафах с современной, до портретов, старых фотографий, писем, журналов и газет. Как будто кощунственно было таскать это все с собой по Европе, а затем и по всему миру, как будто страшно было находить всему этому новый дом там, за океаном. Может быть когда достроится особняк, вот тогда Андрей и заберет это все на свои законные места. Об этом он пока что всерьез и не думал даже. – На самом деле здесь было удобно, до всех мест, куда я обычно ходил, можно легко и быстро добраться пешком. Без метро, - Вяземский смеется, соглашаясь, что пока прямо подле дома не построили выход с подземной станции, здесь определенно было симпатичнее, ну и тише. Насколько вообще может быть тихо в этом городе.
Он проходит на кухню, привычно доставая турку и молотый кофе, прекрасно ориентируясь до сих пор на этой небольшой кухне, варит на две чашки, разливает, протягивая одну из них Ольге, - Кстати, посудомоечной машины тут до сих пор нет, - это смешно, причем только для них двоих. Андрей ту включать научился, а здесь если бы стояла, то наверняка другой марки, а это значит все начинать сначала, - Зато есть гостиная, две спальни и кабинет. Пойдем покажу.
Поделиться52021-07-21 22:43:00
Наверное, она не перестанет удивляться тому, как рядом с Андреем ей кажется возможным абсолютно всё, по крайней мере, хорошее, светлое, и не так даже, а - Светлое. Что-то, казалось, совсем почти утраченное, как способность радоваться без видимых причин, улыбаться, едва проснувшись, ловить губами дождь, смотреть на радугу и только это и чувствовать, только это одно видеть. Пропускать через себя мир, не корчась ежеминутно от боли, не помнить о потерях и перестать слышать внутренний голос укоряющим безжалостным судьей. Ольга и не хочет переставать. Восхищенное удивление - органичная и большая часть её любви, то, что заставляет сердце проваливаться и сладко сжиматься, как в юности, в первую встречу. Смотреть и понимать раз за разом, день за днем - нет такого больше нигде, нет, не было, не будет, не могло быть. И если говорит удивительный её человек, Иной, а всё же с большой буквы Человек, что они могут просто быть обычными, не знающими, не помнящими - значит, могут.
Пусть на деле всё окажется иначе. Пусть в самой Ольге Света не достанет взять и стать обратно просто человеком, кратким, искренним, многоцветным. Неважно. Андрей говорит - она верит.
Квартира оказывается просторной, раза в четыре больше той, что когда-то была пристанищем Ольги на улице Урсулинок, но это бывшую княжну уже не удивляет. Появляется даже ощущение дежа вю, только вот за окнами Париж, а не Нью-Йорк, и по счастью, оба они целы и невредимы и никакие ловушки им не угрожают. Она улыбается, по неистребимой своей привычке опускает сумочку прямо на пол, кое-как, где шла, и идет дальше, знакомиться с домом Андрея, ещё одним. Странный ритуал, но важный. Познакомиться с главным его домом ей не довелось, пусть теперь...
- Она очень твоя, - оценивает, проводя кончиками пальцев по поверхности мебели, стен, оконных рам. Причудливый микс старины и современного комфорта. До знакомства с парижской квартирой Вяземского такую атмосферу, с запахом пудровых духов начала прошлого века, она встречала только в фамильных домах и квартирах, в которых жили поколениями, и естественным образом поверх фотокарточки времен Первой мировой был небрежно приколот булавкой "полароид" праправнука или открытка с дальних берегов, книги в ярких обложках соседствовали с пожелтевшими потрепанными томами, письма смешивались с квитанциями, под толстыми портьерами в высокие потолки уходили жалюзи... дом обрастал поколениями, как слоями, как дерево годовыми кольцами, и изъять ни одного было невозможно. Здесь всю систему "колец" создал один Иной за несколько лет. Он носил поколения и века в себе, и это отпечатывалось на всём, что ему принадлежало.
- Это дом, ты сам сказал. Как же было оставить его другим людям, вот так, внаём?..
Только продать. Или проследить, чтобы ничего не досталось.
Глинская горько улыбается, невидяще глядя в окно. Она так поступила с особняком Глинских. С домом, в котором родилась, с усадьбой, в которой они выросли с братьями и сестрами, откуда увозили в последний путь родителей... Она, последний потомок, дала дому рухнуть, самоуничтожиться. Ревностно следила за тем, чтобы он никому не достался, и позволяла исчезнуть. Как всему роду.
Дом в Швеции продала. А больше ничего не нажила. Перекати-поле. Вот, квартирка в Нью-Йорке разве что... И то вряд ли.
- Покажешь мне твой Париж? - спрашивает, оборачиваясь, улыбаясь и пытаясь выглядеть, будто не взглянула только что в глаза очередной своей вине. - Потому что моего толком не существует. Разве что дом покажу, если сохранился. На месте второго сейчас какой-то магазин, третий и вовсе в войну взорван. Ничего не осталось, - пожимает плечами, легко, думая, что в этой фразе слишком много, и нужно срочно вылезать из болота той черноты, что окутывала жизнь княжны Глинской, потерявшей разом и семью, и Родину, и дело жизни.
Андрей уходит варить кофе, оставляя Ольгу дальше рассматривать квартиру, бродить по комнатам, сидеть по очереди на всех стульях, диванах, креслах, кровати, как ту Машу из сказки про негостеприимных медведей, вглядываться в портреты и фотографии, особенно заостряясь на красивых женщинах, а на старых фото они почему-то все исключительно красивые. Не назвать этот интерес ревностью - ведь, вероятно, всех этих дам давно нет в живых, а ревновать к мертвецам очень уж патологично - но что-то, кроме любопытства банального, там явно есть.
- С кем ты был знаком здесь, из легенд и просто талантливых людей? Был ведь, я не сомневаюсь, там столько знакомых лиц на снимках.
Как противоположно складывалась после расставания их жизнь. Будто специально Ольга шла строго в противоположную сторону, избегая земляков, знакомств, светского общения, хоть какой-то публичности, всего, что связано с Россией... Словно старалась исчезнуть. Внутри и снаружи. Да так и было.
- Ничего, - посмеявшись, отмахивается Глинская, - уж вымыть чашки руками я в состоянии. Подозреваю, ты здесь просто ничем другим и не пользуешься, тогда правильно, посудомоечная машина ни к чему. Ещё учиться, что там нажимать, - у них какие-то странные "шутки для двоих", но какие есть. Ольга думает, что лучше не найти. - Я глянула мельком, - преуменьшение, но не разочаровывать же хозяина, что экскурсия больше не нужна, - и знаешь, у меня, кажется, аллергия на словосочетание "вторая спальня". - И это тоже им двоим понятное, глухое Ольгино раздражение, обида даже на безупречную вежливость и тактичность Андрея. За которую вроде бы и не осудишь, но бесит же! - Буду считать, что она для... Джорджианы?
Нет, конечно, и они оба это понимают. Сестре Андрея тут делать было нечего, настолько, чтобы иметь свою комнату, да и зная Джорджиану Говард, пусть больше по рассказам, Ольга смело могла предполагать, что у той гардеробная размером со всю квартиру брата, а уж довольствоваться одной спальней!.. Нет. Исключено.
Поделиться62021-07-22 17:24:45
Эта квартира действительно была именно его, и, пожалуй, трудно представить, чтобы в ней жил кто-то другой. – Знаешь, что забавно? Я за те восемь лет, что прожил тут, ни разу не считал это место своим домом. А теперь приезжаешь, и словно возвращаешься домой, - во многом тому причиной была обстановка, сам облик Парижа, который хоть и шел в ногу со временем, но все равно сохранял то, что имело место быть сто лет назад. Кроме метро, конечно же. Причиной тому были тонны памяти, заключенной в эту старинную мебель, деревянные оконные рамы, портреты, письма, фотокарточки, ухоженный паркет под ногами, сама атмосфера, не похороненная под непременными атрибутами современного комфорта, вроде техники, освещения и прочего. Да просто ничего более близкого к тому, что потеряно, у Вяземского не осталось. Он нередко, с того самого начала девяностых годов, когда вернулся в «свою» Россию, думал выкупить особняк Вяземских в Петербурге. В особенности после того, что застал в нем. – Особенно приятно, что здесь удалось все это сохранить, после того как я посетил свой дом в Петербурге, мне казалось, что это невозможно вовсе, - да, его это до сих пор ранило, это вообще было нормально для Андрея – ничего не забывать, но с Ольгой он мог поделиться, не изливая из души хранимые страдания, а как-то иначе, просто повествованием, своими чувствами, не жалуясь, не страдая излишне. Это было так, словно он мог физически взять кусочек из своей памяти, и из души, и передать ей. Это было то единение душ и мыслей, что встречалось один раз в жизни, в том мужчина был всецело уверен.
За окном постепенно начинает оживать столица, он стоит за спиной Глинской, обнимая ее талию, и опершись подбородком о женское плечо, - Я тебе не рассказывал, но мой дом был первым, куда я поехал после того, как самолет приземлился в аэропорту. К слову, фасад на фоне общей разрухи был еще неплох, - Андрей беззлобно усмехается, - А вот внутри… Внутри был отель, от былого убранства, конечно же, почти ничего не осталось, хотя они и пытались создать иллюзию со старины. Но когда администратор всерьез предложила вызвать проституток… В общем, после этого зрелища, эта квартира и правда наиболее моя, и я надеюсь, что тебе здесь тоже будет хорошо.
А еще Вяземскому всегда нравилось, как запах свежесваренного кофе молниеносно разносится по всем комнатам, если плотно не прикрывать двери, вот как и сейчас, - Покажу, конечно. Он… по-моему ностальгический, - Адрею даже несколько неловко, потому как чтобы не происходило, он все равно так или иначе возвращается к одному и тому же, разве что в разных ипостасях, - Но я помню одно, - он практически вкладывает в руки девушки чашку, - Мне есть за что держаться в нашем с тобой настоящем, - наклоняется, мягко целуя ее в губы. И пусть не только слова эти, но даже мысли, все еще даются Вяземскому с трудом, они при том абсолютно искренни.
- На первом этаже живет мадам Вельфер, она следит за квартирой, если нужно готовит, убирает, в том числе моет посуду. Это отлично спасает от необходимости учиться нажимать кнопки, - Вяземский весело смеется, - Так что чашки мыть ни тебе, ни мне уж точно не потребуется. Оля, пообещай мне, что хотя бы постараешься это принять как данность, - они уже однажды говорили о подобном, и мужчина ни в коем случае не требовал каких-то разительных перемен, и в тоже время видел, что они происходят. – Это не та вторая спальня, - мужчина улыбается, - Когда я приезжал сюда с maman, она пришлась кстати. Можно дверь в нее на ключ закрыть, если что, - это более шутка, но мало ли так спокойнее будет, - Женевьев бывала здесь, но не ночевала. Учитывая наличие у нее замка, это выглядит вполне ожидаемо. – он делает небольшую паузу, - Вот видишь, мы и пары часов еще тут не провели, а я уже называю сестру тем именем, под которым впервые ее узнал.
Ее вопрос о знакомствах повергает Андрея в легкое замешательство, потому как, во-первых, круг общения его здесь действительно был широк, а, во-вторых,в этом его эмигрантским прошлом встречались разные люди, и насколько уместно и удобно было бы о них сейчас говорить, оставалось для мужчины вопросом открытым. Они проходят в просторный кабинет, Вяземский достает из шкафа несколько коробок, в которых бережно сложены фотографии, старые газеты и журналы, которые издавались бывшими соотечественниками на чужбине, какие-то письма, - Мы отчаянно пытались сохранить себя, отчего наотрез отказывались ассимилироваться. Впрочем, не уверен, что у меня это хоть раз по-настоящему получилось, - в глубине души Вяземский везде чувствовал себя чужим, беженцем, приезжим, даже если жил на одном месте достаточно долго, - Поэтому мой круг общения состоял на девяносто девять процентов из русских. Вот, семейство Юсуповых, например, -он протягивает Ольге фотоснимок, - Мы были хорошими приятелями, вместе уезжали сюда из Крыма. – Андрей перебирает снимки, часть из них не интересны совершенно, другие он показывает Глинской, комментируя, вспоминая какие-то смешные или же увлекательные истории, с ними связанные, третьи предпочитает игнорировать, потому как испытывает искреннюю неловкость, пусть и запечатленные на них женщины исчезли из его жизни сотню лет назад. Они сидят на полу, на мягком ковре в кабинете, в окружении этих разбросанных воспоминаний из его прошлого, но сидят вместе, и это кажется самым главным.
Поделиться72021-08-06 21:06:18
О, Ольга как никто может понять чувства Андрея. Жить много-много лет, много жизней - это не сказка, как считают авторы романов в жанре фэнтези, не такой ад, как считают их коллеги с другим настроем, это... что-то среднее. Есть свои плюсы, безусловно. Но неприученнвая не разделять настолько, насколько Андрей, Глинская всё ещё считает, что Тёмным бессмертие даётся проще и приятнее. Как и всё, что сопряжено с моралью, точнее, её отсутствием. Или не моралью, а ... рефлексией? Да, наверное, так точнее. С чувством вины и собственного несовершенства. Светлым тяжелее смириться даже с наличием плюсов, их то и дело ощутимо кусает под рёбрами "а другие так не могут, а они умерли, а они не увидят, не узнают, не смогут - разве ты лучше, разве ты заслужил жить, когда большинство нет?". Тёмные не задумываются. Они заслужили всё - и точка. Просто тем, что именно они родились Иными.
Иногда Ольга хочет так уметь.
Но она Светлая, и потому чаще осознаёт, какой это ад - бессмертие при отсутствии всесилия. Иные не всесильны. Они даже не свободны. Они заложники Сумрака, Договора, Дозоров, собственной Силы... Даже людей, у которых эту Силу берут. И они обречены видеть, как умирают те, кто дорог, как твой дом становится не твоим и не домом или вовсе исчезает, как твоя страна меняется, горит, разваливается, стынет, проходит через мясорубки войн, поклоняется ложным идолам, а потом лютует, как осатаневший шатун, поднятый охотниками, разрывая всех и сметая всё на своём пути. Можно убегать, можно отворачиваться, только это не помогает. Кто-то увидит, как сгнивший рояль выносят из сгнившего дома. Кто-то застанет комнату охраны или проститутку с клиентом в бывшей спальне родителей. Жизнь, которую не удержал и не спас, да и не мог, всё равно оскалится тебе в лицо, бросит упреки и обвинения, и с этим придётся как-то дальше идти. В новую жизнь, которая поступит так же, истлев. А за ней в новую... И так пока Сумрак тебя не примет.
О, она понимает.
Ольга кладёт руки поверх рук Андрея, прижимается и легко вздыхает, не грустно, скорее... признавая всё, что с ними случилось. Ощущая и разделяя его чувства, соглашаясь со своими. Вспоминая дом Вяземских в Петербурге, где единожды побывала, а более не довелось, и даже рядом оказаться было слишком болезненно.
- Что там сейчас?
В ту спонтанную поездку они не добрались до столь глубоких и важных воспоминаний, и к лучшему, ведь тема всплыла только сейчас, спустя почти полтора года. Выкупить старинный особняк в самом центре Петербурга - дело не просто недешёвое, но очень бюрократически сложное, а ещё, если там располагается филиал музея или иное околокультурное учреждение, этически сомнительное. По крайней мере, для Вяземского, как ей кажется, выставить из своего исторического дома, скажем, школу искусств, было бы делом невозможным. Другой вопрос, когда там был отель, никакая этика помешать не могла...
Как поступила бы Ольга на его месте? Без понятия. Достаточно того, как она поступила на своём. Но мысль о том, что неплохо бы разузнать, в том числе о вероятности выкупить и вернуть этот дом, в голове волшебницы застряла.
- Это нормально, - усмехается Ольга, забирая чашку, держа аккуратно, чтобы не пролить и не обжечься. - Париж для русского эмигранта не может быть иным. Я правда рада, что он стал тебе домом.
Как интересно меняется жизнь, как непредсказуемо. Когда-то княжна Глинская и представить себе не могла, как это - дом без прислуги? В смысле? А кто будет стирать, гладить, застилать постели, помогать шнуровать корсет, причесывать, подавать еду, убирать посуду, готовить, в конце концов? Двери открывать? Следить за свечами и лампами? Как в доме без прислуги?! Прошло каких-то пятьдесят лет, и часть этой работы она научилась делать сама. Ещё через пятьдесят оказалась совершенно одна, самостоятельна, в маленькой квартирке, в чужой стране... И вот теперь Андрей уговаривает её начать привыкать заново к прислуге. К тому, что не обязательно делать всё самой, даже если ты умеешь. Что совершенно нормально оплачивать чужой труд. Разумеется, достойно оплачивать и достойно вести себя с нанятым персоналом. А Ольге странно и даже стыдно. Ну что она, без рук, что ли? Ей сложно? Или она так занята?
Но это важно Андрею, может, как возвращение частички жизни, которую он хотел. Может, как проявление заботы о ней, что тоже очень важно, особенно для любящих. Так почему не сделать усилие и не дать себе расслабиться? Парадоксально, но факт - Глинской приходится заставлять себя замедляться, лениться и отпускать. Вспоминать, как можно жить, когда не нужно больше бежать.
- Хорошо, я постараюсь, обещаю. Буду закрывать глаза и отворачиваться от всего, что мне захочется срочно помыть или убрать, - улыбается Ольга. - Хотя хозяйка из меня всегда была не очень, так что вряд ли это было бы что-то крупнее чашек.
И это чистая правда. Нельзя сказать, что она в Нью-Йорке делала всё по дому, нет, конечно. Есть прачечные, есть службы клининга. Они умеют делать лучше, так почему бы не платить им за это. Но это не одно и то же, что личная прислуга в твоём доме. Ну не одно! Ладно, приходящая ещё куда ни шло, Ольга постарается привыкать...
В кабинете на полу, среди фотографий, писем, воспоминаний и кусков чужих жизней отчего-то очень уютно. Спокойно. Ольга допивает кофе, скрестив ноги, аккуратно отведя в сторону чашку после глотка и держа в другой руке твёрдую, чуть треснувшую с одного края фотокарточку столетней давности, и ей ничего не кажется странным. Наоборот, чем больше они говорят об этом - без отчаяния, без попыток исправить или вернуть, без горечи, а как просто о факте - тем яснее в ней ощущение закрывающейся раны. Нет, она не исчезнет, нет, не перестанет напоминать о себе. Это шрам на всю жизнь, большой, заметный, на погоду будет ныть. Но рана затянется, теперь да. Может, потому что Ольга наконец перестает отрицать ее наличие.
- Знаешь, мы с тобой, кажется, пытались излечить одно и то же противоположными методами. И ни один из них не сработал, потому что они максималистские. - Глинская откладывает фото и берёт следующее, с чуть печальной улыбкой изучая изображение давно умерших людей, одетых по тогда последней моде и даже улыбающихся. От карточки чуть-чуть фонит Силой, но ничего необычного. Такое бывает с вещами, которые дороги Иным. - Ты стремился максимально себя сохранить, я - максимально себя потерять. Ничего не получилось, и это хорошо. - Немного помолчав, добавляет: - У меня остались только портреты и фото детей. И медальон от Мари. Ничего из дальнейшей жизни я не сохраняла, ни одного фото, ни одного документа, никаких вещей.
Никакой Ольги Глинской.
Поделиться82021-08-08 15:21:46
- Сейчас там какое-то государственное учреждение, - пожалуй, после отеля с женщинами с низкой социальной ответственностью, это было вполне закономерным продолжением жизни особняка, а точнее того, что от него осталось, - Я мог бы выкупить его в собственность в девяностых, тогда это было просто, но… - Андрей качает головой, - После того, что я там увидел, мне было настолько противно. Я вообще тогда пробыл в городе сутки, а затем уехал в Москву, и не возвращался больше. Хотел, конечно же, но не мог. Невозможно было на все это смотреть. Сейчас, пожалуй, стало получше, - судить сложно, они тоже совсем недолго пробыли в Петербурге в этой нежданной поездке. Сравнивая, например, с тем же Парижем, можно сказать, что по личным ощущениям Вяземского, французской столице повезло больше. Взять хотя бы этот дом – здесь меняли коммуникации, усовершенствовали снабжение электричеством и все такое прочее, но он сохранял себя точно таким же, каким мужчина впервые увидел его, войдя в эту квартиру, сто лет назад.
Ольга делала что-то удивительное, практически невозможное. Не разубеждала, даже ничего не говорила особо, но одним своим присутствием создавала ту атмосферу, в которой говорить обо всем этом было не так тяжело, и не так больно. Андрей давно смирился с тем, что эта болезненная ностальгия никогда его не оставит. Точно также, как помнил, что обещал Глинской жить не только прошлым, но и их общим настоящим и будущим. И у него вроде как более или менее получалось.
- Между прочим, ты вкусно готовишь, - мужчина улыбается, чуть наклоняясь к Ольге и целуя в щеку, и говорит при этом чистую правду. Андрей не считал, что она должна тратить свое время на уборку, мытье посуды и подобные дела, если для этого есть специальные люди, причем получающие хорошие деньги.
Все еще несколько странно сидеть вот так вдвоем, в окружении множества фотографий, каких-то коробок с документами – всего, что сохраняло и поддерживало память, а та, в свою очередь, была, остается и будет значить для Вяземского очень и очень много. Этой памятью он и пытался сохранять самого себя, как говорит теперь Глинская. И она права. Отождествляя себя с временем, страной, людьми – чем еще обеспечить свою собственную сохранность, если не вот этим всем? Со времен его жизни в Париже осталось так много еще и по самой банальной причине – тогда и в самом Вяземском, и во всем его окружении здесь была вера в то, что все, что происходит с ними – временно, что скоро они смогут вернуться. Не смогли. Кого-то это довело до белой горячки, кого-то до сумасшествия, а некоторых и вовсе – до позорной по любым меркам гибели. Пожалуй тем, кто как и Андрей, хотя бы наполовину смирились, повезло больше остальных.
Он никогда сам не спрашивал у Ольги о ее детях, потому что полагал, что это тема, мягко говоря, не из простых. И не хотел неосторожным и ненамеренным словом как-то задеть ее чувства. Андрей не знал, каково это. Теряя очень и очень многих, кто был ему близок и дорог, о потере собственных детей он не знал ровным счетом ничего, потому как детей у него никогда не было. По крайней мере появившихся на свет. Глубину горя матери он представить мог, но лишь представить, а это вряд ли имело много общего с действительностью. И сейчас он просто обнимает девушку за плечи, и сидит так какое-то время, прежде чем потянуться к ящику письменного стола (так удобно сели, что даже вставать не приходится). Бумаги, которые достает мужчина, бережно сложены в бескислотные конверты, призванные беречь ее сохранность как можно дольше. Она ощутимо более желтая, испещренная другими чернилами, и явно куда старше, чем все, что появилось в Париже сто лет назад. В два раза старше.
- Помнится мне, двести лет назад тебе нравились эти стихи, - и конечно же, для светской барышни из весьма консервативной семьи, читать Рылеева было моветоном, если не сказать больше, - Что-то было мне подарено, что-то досталось уже позже. У меня была мысль отдать это в какой-нибудь музей, но… это же память о хорошем друге, а музеям я до конца не доверяю, - Вяземский легко смеется, кажется действительно друзьями они стали в те последние сутки, когда общались стуком через стену и по недосмотру конвойных столкнулись в коридоре равелина. Нет, друзей в музеи не сдают все-таки.
- А это я оставил здесь перед самым возвращением в Россию, не знал наверняка, как это возвращение обернется, а рисковать не хотелось, - отдельный плотный конверт всего с двумя листами. Самому Андрею не нужно их доставать, он и так помнит наизусть. До строки, до слова, до запятой. Долгие по его меркам двести лет у него ничего кроме этого письма и вырванного из альбома листа и вовсе не было. Помимо все той же памяти. Теперь она сама здесь. И ее, конечно же, никогда не заменит ни память, ни эти написанные девичьим почерком чернильные строки.
Поделиться92021-09-13 18:48:54
Всё это было, конечно, неверно. То, что они делали со своими жизнями. И не скажешь, что по сотне лет обоим было, вели себя как дети. Нет, скорее, как юные ломкие подростки, которые ранятся обо всё подряд, ходят без кожи, наружу нервами, и всё-то у них максимально, всё-то очертя голову, навсегда, любой ценой и прочие превосходные степени. Если бы не Андрей, не их спокойная и какая-то наконец очень правильная, очень заякоренная друг другом жизнь, Ольга бы и в сожалении осознания сорвалась в максимальный штопор. В отчаяния, самоуничижение, самокопание и абсолютно бестолковые, ещё более разрушительные попытки что-либо исправить.
Нельзя исправить. Нельзя вернуть. Но можно принять, обдумать, посожалеть, погоревать даже, а потом пойти дальше, унося с собой новую свою ошибку. Не на себе, как крест или мишень, а просто с собой. В багаже, быть может, как неотъемлемую часть себя и жизни. Все ошибаются. И счастье, когда твоя ошибка не взяла цены с другого.
С семьи. С рода. Со страны.
Княжна Глинская была так фатально неправа в своём горе, как могут быть неправы только до глубин души отчаявшиеся, одинокие и чувствующие себя бесконечно виноватыми. Самые жестокие судьи - мы сами. Иные или люди, неважно. Не имея не то силы, не то имея её слишком много, чтобы уничтожить себя физически - застрелиться, уйти в Сумрак, что угодно - Ольга уничтожала себя иначе, год за годом, десятилетиями. Сначала это лечило боль. Унимало чёрную ярость, давало ей безопасный для окружающих выход. Потом приняло форму долга. Попытки искупления. Потом... привычка? Когда ничего нет - не страшно умирать. А она была внутри именно что мертва, долго. Не было Ольги Глинской, не было у неё никого и ничего, не за что держаться, некого оставлять, не о чем жалеть, не на что оглянуться, уходя на очередную войну.
Зачем она так с собой? Чего уж теперь... Да, раньше Глинская бы сорвалась в бездну паники и скорби, сожалея уже о том, что ничего не сохранила, что позволила уничтожить и память о своей семье, что всех бросила, и что даже вещи единой из дома тогда не забрала, а портреты что... Их так невыносимо мало. И память не может носить в себе все подробности вечно.
Ольге печёт сухие глаза, и она сглатывает тяжело, выдыхает медленно, разрешая себе простить себя же. Не сразу, со временем, но простить. Да, ей следовало поступить иначе. Но что же поделать. Андрей тоже бросил свой дом, отступился, дал накопившейся грязи победить желание вернуть своё... Но ведь она не осуждает Вяземского за это? Ни секунды. Сочувствует очень. Жалеет, что не было её рядом. Вот уж грязь бы не остановила! Может, всё-таки выкупить этот дом сейчас?.. Что там в России с законами и коррупцией? Что и всегда?
- Я могла бы сделать для них больше, - тихо произносит Ольга, давая себя обнять и привычно прислоняясь головой к плечу Андрея. - Но сил хватило только на это.
И не нужно ничего больше объяснять. Они оба понимают, о чем говорят и как это было. Никого нельзя осудить за то, как он выживал.
- Знаешь, я не говорю о детях... о той своей семье не потому, что не хочу делиться с тобой или не доверяю. Или потому что мне есть что скрывать или чего стыдиться. Нет. Просто ты не обязан хотеть это знать, и это нормально. Не обидно. Если захочешь что-то узнать, я расскажу.
Оказывается, главное сокровище Андрей приберег напоследок. Плотные конверты, а в них... У Ольги перехватывает дыхание, в горле набухает плотный ком от трепетного восторга и страха одновременно. Не каждый день держишь в руках историю. Не каждый день держишь в руках своё прошлое. Свою юность, живую, настоящую, человеческую. Для прочего мира это раритет, безусловно. Искусство. Для кого-то - вложение средств, дорогостоящий артефакт или экспонат. И единицы, все Иные, смогут видеть это глазами Ольги и Андрея. Помнить эту бумагу. Как скрипит перо. Как не оттираются чернила, хоть умри. Как болят пальцы. Как капает воск со свечи в самый неудобный момент. Как выгорают строчки, как портит все слеза или капля дождя... Как бесценен просто лист бумаги, и как дорого узнавать почерк.
Руки заметно дрожат, листы трепещут, как от ветра, а Ольга улыбается, разбирая буквы.
- Вот уж не думала, что спустя двести лет снова буду читать его почерк, и к тому же не в музее. Я же только там и видела оригиналы, лет через сто после ...казни. А ты сохранил то, чего больше не увидит никто. Музеи - это хорошо, но... - она подбирает слова, хмурится. - Ты ведь есть. Живой. Ты помнишь, значит, для тебя твой друг жив. Пока ты есть, музей не нужен. Мы сами музеи нашей эпохи. Странно, как мне эта мысль не пришла в голову раньше, - Ольга улыбается и осторожно убирает стихи и письма поэта-декабриста Кондратия Рылеева обратно в конверты. - Нет, сейчас мне бы не понравилось, что он писал, - признаётся со смехом. - Это местами было откровенно плохо.
Ничего более трогательного и полного воспоминаниями Глинская сегодня отчего-то уже не ждала. И конверт открыла довольно спокойно, всё ещё отходя от ощущения плотной шероховатой старой бумаги под пальцами, пытаясь вынырнуть из чуть кисловатого запаха чернил, которого тут и не было вообще, ведь так пахнут только свежие, притом не очень правильно смешанные... У Глинских был плохой поставщик чернил. Ольга всегда ссорилась об этом с матерью, ведь только ей с женской половины дома было дело до качества чернил.
... Они желтили. И были слишком жидки. И сохли долго.
И на этих листах заметно, что некоторые линии слишком уж тонки и светлы, прерываются, будто нажим слабый. Ольга вжимает зубы в край губы и отводит лист подальше, на всякий случай, потому что слёзы очень крупные, как капли дождя, и мало ли куда капнут, вон как катятся откуда ни возьмись. В глазах двоятся и расплываются строки, написанные её рукой, и как будто их кто-то сейчас выводит ей по сердцу. Лезвием.
- Я не думала... - тихо и будто бы неуверенно говорит Ольга, не зная, положить ли ей листы обратно в конверт или отдать Андрею, или сделать с ними что-то ещё, - то есть, мне хотелось, чтобы ты оставил, но я... не могла быть уверена.
Он имел полное право поступить с этими листами как угодно. Княжна Глинская была опрометчива, и кто-то другой имел бы идеальную возможность опозорить девушку, растоптать её репутацию и уничтожить надежды на удачный брак, одним только этим письмом. Конечно, князь Вяземский был не из таких! Но хранить... Мог и сжечь. Мог забыть. Забросить в папку со старьём и всё... Что оно там? Письмо от девушки, которая пропала и которую он не стал искать. Глупые строчки из глупого девичьего альбома. Такое всё... глупое. Наивное. Переполненное тем самым чувством, когда нервами наружу, когда всё выглядит ценою в жизнь, и цена это вовсе не кажется высокой.
Как она любила тогда...
Отложив бумаги на стол, Ольга обнимает Андрея, так крепко, как только может, потому что сейчас да, сейчас она уже не умеет так любить, как тогда, в семнадцать. Но и сейчас, как тогда - любит абсолютно. Как умеет. Как получается. И в отличие от себя прежней не позволит себе же самой всё испортить.
- Больше не позволю себе исчезнуть. Тебе тоже.
Поделиться102021-09-14 13:04:18
Андрей не думал, что Ольге могло быть обидно отсутствие вопросов с его стороны. Но был безмерно ей благодарен (да, в очередной раз!) уже за то, что она говорит об этом вслух. Она вообще была уникальной, зачастую понимающей его самого правильнее и больше, нежели понимал сам Вяземский. – Я просто не знал как спросить, чтобы ненароком не задеть что-то… болезненное в твоем сердце, - и это было чистой правдой, потому как мужчине не могло быть безразлично и не интересно то, чем жила Глинская все эти годы, но не терпел бесед, граничащих с допросами, не считал правильным и возможным лезть в душу, вороша разного рода страницы прошлого, часть из которых вполне могли быть теми, что предпочитают хранить вдали от любых посторонних глаз. Даже от тех, кто безумно любим и дорог. – Ты всегда можешь мне рассказать, потому что мне интересно и важно все, что связано с тобой, это правда, - он едва заметно улыбается, глядя на девушку. Андрей уверен, что Ольга была прекрасной матерью. Не зная всей истории той ее семьи, он не спешит говорить об этом вслух, и снова, чтобы случайно не обидеть. К тому же, зная Глинскую, она вполне могла считать иначе, и тогда его искренние слова оказались бы не слишком-то уместны. И все же Вяземский уверен, что это правда. Она была прекрасной, любящей и заботливой матерью. И будет таковой. Эта мысль пока не оформилась окончательно, словно продолжает держаться в тени, уступая первые места другим раздумьям, чувствам и переживаниям, но все же в голове Вяземского она существует. Смелая, может быть даже безрассудная отчасти. Но она, даже в таком, с позволения сказать, сыром состоянии, невероятно греет мужчине душу. Ему неведомо, каково это – дать миру некоторое продолжение самого себя и своей любимой женщины; нового, живого человека. Неведомо, но даже сейчас кажется чем-то невероятным и прекрасным.
Андрей помнил, как еще в самый первый (пусть и из всего двух) их визит в дом Глинских, мать сказала ему об увлечении юной княжны творчеством Рылеева. Помнил, что тогда это его действительно впечатлило, но, конечно же, вскоре родились эмоции куда ярче и сильнее. Но сейчас Вяземскому казалось важным показать Ольге эти рукописи, бережно им сохраненные в память не о литературном гении, но о хорошем друге. Об одном из тех друзей, что ушел из жизни катастрофически рано даже по простым человеческим меркам. – Вкусы в литературе меняются с годами, - мужчина легко смеется, он, собственно, никогда и не был убежден, что Кондратий Федорович являл собою гениального поэта, но когда-то давно их мысли были очень схожи, только Рылеев выражал их в стихах, а Андрей, к счастью, нет. Отчего-то он был уверен, что у него вышло бы нечто во много раз хуже. – По-моему очень точная мысль. Лишь бы пыль с нас сдувать не пришлось, - все больше шутка, конечно, но вот сам Вяземский хранил столько свидетельств эпох и времен, словно и правда был музеем, разве что наглухо закрытым для посещений. Очень мало кому удавалось заглянуть, по пальцам одной руки можно было пересчитать тех, кому он готов был бы рассказывать и показывать все, что так бережно и тщательно хранил в запасниках этого музея. Ольга, безусловно, входила в их число. Он был рад с нею делиться, был счастлив самой возможности быть максимально открытым, не имея таковой практически никогда раньше, за самым редким исключением.
- Я не мог не сохранить, - потому что это все, что у него оставалось, но вторую часть фразы Вяземский умалчивает, теперь она уже ни к чему, потому как они вместе, и лучше всего другого это подтверждают объятия, на которые он охотно отвечает, прислушивается к дыханию совсем рядом, к биению сердца, к словам Глинской, конечно же, - Уже не надо, - это про слезы, конечно же, он чуть отстраняется, легкими касаниями пальцев пытаясь вытереть с лица девушки слезы, целует ее влажные от них же щеки. Главное – не исчезать. Со всем остальным они в силах справиться, тем более вдвоем. – Предпочту всю оставшуюся вечность хранить и беречь тебя, а не письма, - Вяземский улыбается, хотя письма так и останутся, он никогда не сможет что-то с ними сделать, потому как эти скромные два бумажных листа были неотъемлемой частью их с Глинской истории, одной на двоих. Из нее ничего нельзя было вычеркнуть, да и не хотелось этого делать вовсе.
Они еще некоторое время стоят обнявшись, просто в тишине, наслаждаясь самой возможностью проводить время именно так, где бы они не были. Потом Андрей все же убирает бумаги обратно в специальные конверты, собирает с пола пару коробок с фотографиями, письмами, вырезками из газет уже более позднего периода, тех лет его парижской жизни, в итоге на столе остается лишь один конверт большого формата, и только после вопроса Глинской мужчина понимает, что именно в нем лежит, - Да так, ерунда, правда, - врать Вяземский не умел, более того, никогда даже не пытался научиться этому ремеслу, чем в свое время немало огорчал maman, и это вспомнилось как нельзя кстати, учитывая бумаги, которые мужчина отчего-то не спешил Ольге показывать. В свое время он получил ими по голове, больно не было, а вот обидно – пожалуй. С тех пор Андрей повзрослел, конечно, и на многие нюансы тех событий смотрел иначе. И вроде как ему и стыдно-то за себя нисколько не было, но… а может просто расстраивать Ольгу не хотелось, в конце концов, если бы не Елизавета, он бы в лучшем случае ссылкой отделался.
Но по лицу девушки Андрей понимает, что она, кажется, в его неумелых попытках перевести тему разговора от таинственных бумаг, нашла какой-то иной подтекст. Разве после этого оставалось ему хоть что-то, кроме как безоговорочно капитулировать? – Оля, я по взгляду твоему вижу, что подумала ты что-то не то, - Вяземский берет в руки конверт, раскрывает, являя на свет пачку листов, по которым очевидно, что не письма это, не рукописи и нечто еще похожее. Подписи, вензеля, печати – ни воздыхательницы, ни друзья таким свои послания не снабжают, - Это…, - мужчина делает глубокий вдох, протягивая Ольге листы, - Протоколы моего допроса в двадцать пятом году.
Поделиться112021-10-11 18:52:00
Ольга грустно улыбается, с одной стороны, даже радуясь этой наивной бережности Андрея. Наивной - потому что только тот, у кого детей не было, может считать, что чтобы задеть эту рану, нужно спрашивать. Что она болит только если задеть. Нет, конечно, острая боль давно покинула душу, исход был закономерен, и едва Глинская убедилась, что все трое ее детей родились обычными людьми, в каком-то смысле пыталась держать в голове готовность их равно или поздно отпустить. И всё равно нельзя быть готовым пережить своего ребёнка. Видеть его старение, наблюдать его закат и понимать, что сам ты ни одной морщинки за эти годы на самом деле не прибавил. Что тебе ещё жить и жить и невесть сколько, стоишь ты того или вовсе нет. И ничего-то с этим не поделать.
- Острой болью это всё давно отболело, - говорит спокойно, с лёгким вздохом. - Ещё когда они были маленькими, я попыталась как-то... принять разом мысль, что мне их доведется пережить, а потом отставить её на дальнюю полку и не трогать, чтобы не отравить всё то время, что нам отмерено было провести вместе. Мои дети прожили хорошие жизни, для людей достаточные. Я сделала для этого всё, что могла. А так... Эту рану не нужно специально трогать, Андрюша, чтобы было болезненно. Ни одна мать никогда не забудет ни одного своего ребёнка. Особенно если ей довелось их пережить. Они всегда где-то есть... остаются. В тебе, с тобой... Ощущение растущей внутри новой жизни не объяснить, его не забыть, не измерить, что это за любовь. Ребёнок - это часть твоего сердца, которую не сможешь уберечь целой, даже если очень постараешься. С болью надо заранее смириться. И с виной. Так что ничего страшного, ты можешь спрашивать, когда захочешь и что захочешь. В первом браке у меня были два сына и дочь. Во втором браке не получилось. Сейчас думаю - и хорошо, - Ольга умеет прятать за улыбкой всё, а может, не прятать, а выражать точнее, чем словами.
Письма они тоже будут беречь. Как и друг друга. Одно другому ведь не мешает. У Глинской не осталось почти какой-то "своей" истории, она музей утрат, в основном, она проходной двор, разрушенный храм, где гуляют сквозняки, и только какие-то бледные рисунки, остатки статуй, ещё какие-то черты напоминают, что когда-то здесь происходило нечто важное, что тут вершилась история... Что ж, значит, она вместе с Андреем теперь будет стражем истории той, что сумел сохранить Вяземский. Возможно, это будет интересно и ещё кому-то, но даже если только они двое время от времени будут касаться старых листов бумаги - уже достаточно. Люди не умирают, пока их помнят. События не искажаются, покуда есть очевидцы. Жаль, никому рассказать от первого лица не смогут, но мир несовершенен и для Иных, всё честно.
- Сколько всего ты хранишь... - тихонько тянет Ольга, наблюдая, как Андрей упаковывает свой архив обратно, и не встревает с помощью в процесс лишь потому, что не знает, в каком порядке и где что должно лежать, а это обычно очень важно. Вид священнодейства, в каком-то смысле. Ритуал. И она не станет его нарушать. Только... - А это что?
И, кажется, что-то, о чем не стоило спрашивать. Ольга старается не выдать своего разочарования, отводит глаза, но мысли в голове роятся совсем не весёлые. Не будь между их встречами двух веков, ревность была бы княжне, может, незнакома, но эти два века были, тянулись множеством жизней, и очевидно, жизни эти были у обоих не пусты. Глинская сама не жила монашкой. Другое дело, что ничего толком от мужчин у неё не осталось... От Константина кольцо венчальное, в сейфе швейцарском, вместе с остальными драгоценностями фамильными лежит вот уже сто лет. От Густава - две фотокарточки. Всё. Если Андрей хранит больше - что ж, его право...
- Прости, я не имею права... - начинает, подняв примирительно руки ладонями к Андрею. Она хотела сказать, что не имеет права лезть в те части прошлого, которые ей не хотят показывать, и испытывать обиду глупо, и уж тем более глупо ревновать. Но осекается, потому что последнее, на что похожа ровная стопка листов, это личная переписка. Они похожи на официальные документы, и Глинская берёт их автоматически, посерьезнев. - Что?..
Разумеется, некогда княжне не надо уточнять, в каком именно двадцать пятом и какой может быть допрос. Текст кажется написанным на незнакомом языке. Само слово "допрос" слишком сильно вышибает из колеи, будто двадцать пятый сейчас, и князю Вяземскому грозит ссылка, и от строк этих зависят жизни... Ольга нащупывает позади себя край стола и прислоняется бёдрами, потому что без опоры что-то трудно стоять. Смотрит на листы, на Андрея, снова на листы. Сердце заходится бешеным стуком, как когда она жадно водила пальцем по строчкам редких записок, ища в них фамилию. Её не было. Не было! Официально участие князя Андрея Павловича Вяземского в восстании декабристов, как назвали позже их выход на Сенатскую, нигде не зафиксировано.
А оно вот что. Зафиксировано, да было вычищено. Не надо долго думать, чтобы понять, кто вообще мог за это взяться. И что сам бы Андрей пальцем не шевельнул, чтобы себе помочь.
Ольга заставляет себя пробежать глазами протокол, подтверждая то, что и так понимает. Выдыхает тяжело, морщится и протягивает листы обратно:
- Понятно, - и кроме этого глухого слова остальное застревает в горле. Что тут скажешь? Спросить "зачем"? Так понятно. Высказать своё бесценное мнение? И тоже всем всё понятно. Отругать? Глупо как, невыносимо глупо и пошло, и поздно сейчас. Какой в том смысл? Глинская трет ладонью под горлом, где-то повыше сердца, и вдоха ей не хватает.
Я была так счастлива, что тебя там не было. Постыдно счастлива, наверное, ставя много выше любовь, чем честь. Нам, женщинам, оно вот так выглядит, понимаешь? Не пошел, и слава Богу! И какое счастье, что удержали! А оно вон что... Ну хоть спасти себя дал. Впрочем, поди не дай такой, как Елизавета... Какое счастье, что у тебя такая мать, Андрюша. Я бы тогда не смогла, как она, сил не было, влияния никакого. Сгинули бы мы оба в сибирской ссылке. Или в Сумраке. Я за тебя, а ты - за мной...
- А сейчас что ты думаешь? - смотреть Андрею в глаза ей больно, и вдруг ещё горит в них громкое страдающее обвинение, упрек, который нечестно было бы кидать ему в лицо сейчас. Поэтому смотрит в сторону, мимо. - Стоило оно... того?
Поделиться122021-10-24 19:34:51
Почему Андрей не говорил раньше? Ну, потому что не спрашивали, потому что не заходил разговор о том времени у них ранее, только и всего. Да и посудите сами, ну неужели не странно бы было за каким-нибудь обычным ужином, между обсуждениями очередных выходок кота и планов на выходные заявить о своем некотором участии в событиях двухсотлетней давности? О чем и речь. Да и Вяземский, честно признаться, не думал о том так часто, как в период развития самих обсуждаемых событий. Конечно, воспоминания появлялись при каких-либо упоминаниях, в особенности тех из его друзей, что были повешены или сосланы на каторгу, но это и правда было давно. И более того, имей мужчина избитую фантастическую возможность что-то посоветовать тому себе в двадцать пятом году, он бы, пожалуй, вторил словам, что тогда говорила ему мать. И на слова эти не поскупился бы.
Он теперь уже прекрасным образом понимал и знал, чем это заканчивается. Он осознавал, что никто из них не имел ни малейшего права делать и говорить то, что они говорили и делали, хотя бы покуда не отпустили своих собственных крепостных. А у каждого из них насчитывался ни один десяток, и не сотня душ.
Что ж, Андрею стоило сказать Ольге большое спасибо за то, что спустя двести лет он снова не получил этими бумагами по голове. Ладно, это было даже заслуженно, по крайней мере тогда.
Ему с ней вообще несказанно повезло, и в этом Вяземский убеждался каждый день, постоянно. Поразительно, как в этой хрупкой девушке умещалось столько понимания, столько сопереживания при условии, что и ее жизнь все эти двести лет не была легкой и простой. И поэтому у мужчины в душе лишь разрасталась эта благодарность к Ольге, знать бы еще, как всю ее выразить.
Вяземский машинально забирает протянутые листы обратно, едва касаясь при этом женской ладони, убирает их обратно в конверт. Забавно, он и их содержимое помнит практически наизусть. Да и, откровенно говоря, куда больше слов там принадлежит на тот момент уже официальному Государю, а он сам что – только лишь коротко отвечал на заданные ему вопросы. Отвечал так, как позволяла ему собственная совесть. – Стоило ли оно того? Это… сложный вопрос, - Андрей несколько грустно улыбается, отодвигает конверт с протоколами, сам опираясь на край стола, и протянув руку, притягивает Ольгу ближе к себе, - Меня не было на площади, я думал до последнего, но все же решил, что не пойду. Жажда крови некоторых и тогда была мне чужда, а когда пришли вести о ранении и последующей смерти Милорадовича, я лишь убедился в том, что это был правильный выбор с моей стороны. Но в тоже время я понимаю, чего мы хотели на самом деле. Просто были такими, знаешь…, - Андрей делает небольшую паузу, улыбаясь, - Чересчур романтизированными идеалистами, пожалуй, - он невольно смеется, повинуясь нисколько не чуждой мужчине самоиронии, - Конечно, зная дальнейшее развитие событий, я лишь еще больше убеждаюсь, что делать этого не стоило. Ты же знаешь, что в прошлом веке нас вообще героями считали? – это смешно, конечно, и отчасти противно, потому что с теми, кто в целях пропаганды не погнушался вспомнить о декабре двадцать пятого, и рядом с каждым из них не стояли ни по одному из критериев, - Но ты только послушай, я все еще говорю «нас», - Вяземский улыбается, так, будто бы целиком и полностью признавая какую-то собственную вину, хотя, признаться, ничего подобного практически не испытывал теперь. Тогда – больше, тогда ему было отчаянно больно за то, что столько действительно прекрасных людей, с частью из которых он был близок и очень дружен, либо были казнены, либо сосланы до конца дней своих, а он ничем не мог им помочь.
- Потом за мной пришли, сопроводили во дворец, как делали со всеми, кто имел хоть какое-то отношение к обществам или самому восстанию, результаты общения с Николаем ты сама видела, - мужчина кивает на все еще лежащий на столе конверт, - Чуть более суток, кажется, я провел в равелине крепости, сидел через стенку от Рылеева, мы… перестукивались, - и снова, смешно даже, ибо звучит как рассказ про детский сад, не иначе, - А потом меня отпустили, и уже дома вручили мне эти оригиналы протоколов. Что можно обо всем этом думать? Не знаю. Вероятно, хорошо, что у нас не получилось. Очень жаль, что такой ценой, - это все уже прожито, и теперь отзывается лишь несколько грустными воспоминаниями, при этом Андрею все же кажется, что те годы были во многом счастливыми, хотя бы потому, то он имел честь общаться с таким количеством прекрасных людей.
Через некоторое время они все-таки решают, что хватит сидеть дома, и время стоит потратить на прогулки по городу, как изначально и собирались. А потому вскоре выходят из квартиры, в уже окончательно проснувшийся город, теперь живущий полной жизнью, заполненной шумом, автомобильными гудками, разговорами прохожих, каким Париж всегда и был. Вяземский и правда всегда находил французскую столицу чересчур шумной, хаотичной, и ему это не нравилось, но в остальном она была прекрасна. Тем более теперь, когда он был здесь не один.